После продолжительных осенних тёплых дождей копать землю – одно удовольствие. Лопата входит в землю как в масло: легко и приятно.
Останавливаюсь, чтобы передохнуть, поднимаю глаза и вижу: ветки груши переплелись, трутся одна о другую. Летом из-за листвы это было не видно. Тут же, не откладывая, беру секатор, срезаю не нужную ветку.
Рядом ещё одна груша. Внимательно осматриваю крону и ловлю себя на мысли: а зачем они мне, две груши? Ладно, Любимица Клаппа, ранний сорт, даёт огромный урожай, нам на семью его хватает и в свежем виде, и во всяких закрутках: варенье, компоты. А Вильямс, более поздний сорт, девать некуда. Внук съест одну-другую красивую грушу с розовым бочком, ну, бывает, гости оценят. Хранится недолго, портится быстро.
Продолжаю копать. Замечательный денёк поздней осени! А сам размышляю: может, груши одной хватит? А сколько у меня яблонь? А персиков? А абрикоса?
Под лопату попадает поросль вишни от соседа. Летом я её, эту поросль, состригал секатором на уровне почвы. И напрасно: от оставшегося пенёчка вымахали за лето полутораметровые побеги. Вывод: не надо было стричь летом секатором! Приходится теперь осенью выкапывать.
Вишняка – помельче и покрупнее – много. Смахиваю пот со лба, останавливаюсь для передышки и вспоминаю родной станичный двор, своё детство.
… В те далёкие годы в станице не было ни радио, ни телевидения, даже электричества не было. В глухие зимние вечера рассказывали друг другу всякие истории и пели песни. Отец часто напевал песню, в которой были слова: "Пид вышнею, черешнею я с мылым стояла…".
И однажды весной он, романтик, привёз откуда-то семь вишен и посадил их в огороде в один ряд.
– Задонка! – с гордостью говорил он. – Это самая лучшая вишня.
Через три или четыре года вишня дала первый урожай. Нас, шестерых детей, они очень радовали: крупные, сладкие, красивого тёмно-вишневого цвета.
Сёстры цепляли себе на уши сдвоенные вишенки, которые выглядели как самые изысканные серёжки. И уши не надо прокалывать.
Мама каждый день билась над тем, чем кормить большую семью.
И однажды сказала:
– Ваня, рубай вишни, картошку там посадим.
– Да ты шо! – возмутился отец. – Ни в коем случае!
Мама не любила спорить. Когда отец ушёл на работу, она взяла топор и вырубила вишни.
У нас появился огромный огород. В нём было всё: росла картошка (в те годы колорадского жука не было), цыбуля (лук) и, конечно, горох очень вкусный, от которого холодело во рту (нут). И ещё какой-то другой вид, мы его называли "пупатый". А ещё кукуруза, семечки (подсолнух), тыква, буряк, морковка, чеснок, да мало ли чего ещё растет на огороде, что попадает потом на стол!
Одно вишнёвое дерево мама все-таки оставила и мы глухими зимними вечерами пили душистый розовый чай из вишнёвых веточек…
… То было давно. Очень давно.
Оглядываю внимательно свой сегодняшний дачный семисотковый участок. Может, кроме груши ещё что-то лишнее растёт, может взять топор, да и расширить площадь под огород?!
И в самом деле, так ли нужны мне целых пять яблонь? Самая ранняя Мелба, правда, всегда радует большим урожаем. А другие сорта? В последние дни августа наливаются на изящном деревце десятка полтора очень крупных ярких яблок сорта Слава победителям. Не успеешь снять – упадут на землю, сгниют. Прячутся в густой листве до самого ноября средней величины яблочки Ренета Симиренко, которых собираем всего ведро-полтора. А возни! Немало места занимает роскошная терновка. Она даёт огромный урожай: ветки гнутся до самой земли так, что закрывают собой скромные кустики крыжовника. В этом году мне повезло: приехали родственники с друзьями на своих машинах и с шутками, смехом освободили ветки от тёрна. Правда, осталось немало плодов на самых верхушках. А нам, семье, девать некуда: компоты, варенье ещё с прошлого года не съели.
Иду дальше. Может прав учёный агроном Николай Иванович Курдюмов, автор нашумевших книг "Умный сад", "Умный огород"? Может и правда, не стоит выращивать на скромном дачном участке огромный грецкий орех? Он уже восемь лет у меня сидит, завязал в этом сезоне пару орешков – и всё! Под топор его, что ли?
Жалко!
Вот с экзотами, точно, церемониться не буду. Зачем мне два куста облепихи даурской? Созревает урожай очень поздно: в середине ноября или даже позже. Ягоды очень красивые, вкусные, сладкие и оригинальные: красные шарики в белую крапинку. Но с каждого куста – по ведру! Куда их девать? Хватит одного куста.
В следующий выходной – удалил один куст. Чеснок, посаженный месяц назад, получит больше света.
Н.АЛЕКСЕЕВ.
г.Краснодар.
ОТ РЕДАКЦИИ: а вы, уважаемые читатели, видите ли в своём саду что-то лишнее? Устраивает ли вас сегодняшнее соотношение "сад – огород" на вашем участке? Может, и правда, огороду дать больше места за счет уменьшения сада?