Ох, уж этот листопад! Он всем нам, хуторянам, работы прибавляет, но моей соседке Татьяне Ильиничне Карасюк – особенно. Любит она, чтобы в её дворе всегда было чисто, опрятно. А тут с ореха да с шелковицы, что растут около хаты, дают ей тень, спасают летом от зноя, падают и падают листья. К вечеру все их сметёт соседка в кучи и вынесет в конец огорода.
За ночь земля вновь листвой укрыта.
– Привет, соседка! – здороваюсь. – Опять метёшь, гребёшь…
– И гавкаю, – добавляет острая на язык Татьяна Ильинична. – А шо делать? Не уберу листья – завтра дверь не открою.
Татьяна Ильинична заслуживает того, чтоб о ней сказать побольше. До ухода на заслуженный отдых она в местном колхозе "Кубань" оттрудилась: тысячи тонн удобрений, ядохимикатов погрузила, разгрузила, на кирпичном заводе работала. Не один гектар кукурузы, подсолнечника, овощей прополола на колхозных полях, на току зерно сушила-чистила. А тут ещё муженёк к другой ушёл, оставив двух маленьких девочек. Но не растерялась Татьяна Ильинична, вырастила дочек, на ноги поставила. Валя и Зоя хорошо учились в школе. Зоя с золотой медалью закончила учёбу, Валя немножко не дотянула до золотой.
Обе дочери замуж вышли за хуторских парней, обзавелись семьями, деток нарожали. Внук Алёша служит в Оренбурге. И в учёбе в училище был отличник, и сейчас в армии на хорошем счету.
А вот едет на велосипеде по новому асфальту сосед Василий Евдокимов – сын ветерана войны Михаила Евдокимова. Здоровается со мной.
– Привет, наискосок! – отвечаю.
Он знает, что это означает. Его так соседка-сибирячка окрестила. Она никак не могла разобраться в двух своих соседях, в двух Василиях. Тот, что живёт наискось от её двора, получился "Васька, что живёт наискосок". А Василий Перебейнос, что живёт против её калитки, так и остался Васькой.
– Куда в такую рань? – спрашиваю Василия-наискосок.
– В чубарню, – отвечает.
Для меня это понятно: едет в ларёк за пивом. Значит, у Васьки-наискосок трубы горят, то бишь, организму срочно нужно холодненькое пиво. Значит, вчера, как у нас говорят, Васька побывал в шкоде, то есть выпил маленько… Выгонял из организма стронций.
Не скажу, что уж слишком увлекается Василий Евдокимов выпивкой. По случаю – да. Вот и вчера внуку Стасу было восемнадцать лет. Ну как тут деду, с которым живут в одном доме, не пропустить стопку, да не поздравить?! Это ж хуторяне за преступление посчитают.
Много лет Василий Михайлович отдал родному колхозу. И не просто отдал, а проработал на току на протравливании зерна на посев ртутными ядами. Гранозан – это ж страшнейший яд! Никто из мужиков не хотел идти на протравливание. А Евдокимов согласился. Куда ж деваться, кому-то надо и здоровьем жертвовать, чтоб поля вовремя засевались ячменём да пшеницею. Как же без хлеба жить?
И отработал Василий Михайлович на этом поприще ни много, ни мало, а двадцать лет! Что имел?
– Благодарности, премии были, – улыбается сосед. – Но и здоровье подкосил…
Вся эта канитель с ядами здорово сказалась на ноги, да так, что и ходить стало невмоготу. Врачи группу инвалидности определили. И списали Василия Михайловича в запас, наискосок… Пенсию назначили, но очень скромную. Жена у Василия Михайловича – Анна Ильинична – дояркой работала на ферме, успела и на овощах мозоли набить.
Выручает Василия Михайловича в передвижении велосипед.
Вернусь к соседке Татьяне Ильиничне, потому как сказал о ней совсем мало, обидится. Она очень отзывчива на оказание помощи соседям: то в посадке картошки, то в уборке урожая, то гусей-уток на продажу потрошить. Мы ей огород польём, траву скошенную заберём. Огород у неё – залюбуешься!
– В соседском деле так и должно быть, – говорит она, повторяя истину соседки-сибирячки. – Всегда надобно помогать друг другу.
Смотрю я на моих соседей, слушаю их речи, простые, искренние, любуюсь этими людьми. Сколько жизни, ума и сердца, адского терпения потратили они в былые годы, сколько тяжестей и боли перенесли! Я думаю о них и вижу теперь, как нужна была тогда их работа колхозу, государству.
Вот такие у меня соседи – обыкновенные, тихие, забавные, скромные.
А какие у вас?
Алексей Иванович ЗАВГОРОДНИЙ.
Славянский район, хутор Бараниковский.
|