Слава Ермолаев был добросовестным метранпажем в редакции молодежной газеты. Рано утром он уже был на своём рабочем месте у длинного металлического талера-стола, на котором верстались полосы очередного номера газеты. Просторный цех был ещё пустой, в широкие светлые окна заглядывали верхушки крупных и удивительно зеленых даже в самое знойное лето деревьев софоры японской. Пахло вчерашним расплавленным свинцом и остывшей картонажной формой газетной страницы. Слава любил эти тихие утренние часы в ещё пустом цеху. По затрёпанной и замасленной книжке шрифтов он размечал заголовки будущих статей в газете, шёл к строкоотливной машине. Буквы к букве набирал слово из литер, закладывал верстатку с набранным словом в гнездо машины, нажимал ногой на педаль. Машина приходила в движение, коротко тарахтела и выдавала свинцовые слова заголовка. Слава брал из кассы следующие литеры, опять помещал их в отглаженную многими руками металлическую верстатку и получал очередное горячее дымящееся слово. После планёрки, где-то часов в одиннадцать утра в цех прибегали шустрые репортёры, неторопливые замы и прочие журналисты. Всем хотелось чего-то увидеть, что-то потрогать, что-то поправить в тексте. – Тисни, пожалуйста, вот эту полосу! Слава нажимал на кнопку талера, вынимал из-под резинового вала газетный лист и молча, торжественно вручал его. Всегда отстраненно-грустные, серые его глаза вдруг в этот момент вспыхивали и он произносил негромко, как бы равнодушно: – Вначале было слово. Слава писал стихи. Но об этом в редакции никто не знал. Метранпаж как метранпаж, проще говоря – технический работник, выпускающий, в задачу которого входило обеспечение связи между коллективом редакции и коллективом наборного цеха типографии. Делал он это очень хорошо, однако время от времени исчезал ровно на три дня. Его сменщик, белокурый красавец Саша Данин оправдывал товарища: – Ничего страшного, мы с ним договорились о подмене. Через три дня Слава как ни в чём ни бывало появлялся в газетном цеху. Неторопливо прислонял буква к букве литеры очередного газетного заголовка, брал в руки горячую свинцовую отливку и произносил негромко: – Вначале было слово… Однажды воскресным утром я встретил Славу около гастронома на улице Гагарина. Уже палило июльское солнце, но в тени тополей было по-домашнему уютно и хорошо. – Знаешь, – сказал Слава после обычных приветствий, – я три дня ничего не ел. Есть хочется. Дай пятёрку до получки. За общагу последние заплатил и денег не осталось. – Какой разговор, – сказал я. – Может больше, может, десятку? – Нет, дай пятёрку. Я вынул из кармана пятирублевую купюру. В авоське у меня были купленные в гастрономе продукты: бутылка кефира, хлеб, плавленый сырок, пачка краснодарского чая. – Ну, пока, до встречи! – сказал Слава. – Пока, – сказал я и отправился домой. Не успел я в квартире выложить продукты из авоськи, как вдруг раздался стук в дверь. На пороге стоял Слава. В одной руке он держал бутылку "Советского шампанского", в другой – кулек из газеты, в котором были краснобокие яблоки. – Можно? – застенчиво спросил он. – Еле догнал тебя, я ж не знаю номер твоей квартиры. – Заходи, заходи, – сказал я. – У тебя что, юбилей? – Нет, не юбилей. Куда поставить это? – Давай бутылку, в ведро с холодной водой поставлю. Я, молодой специалист, только получил однокомнатную квартиру и не успел обзавестись холодильником. "Ай да, Слава, – подумал я. – Голодный, он на эту пятёрку решил устроить праздник". Жена быстро поджарила яичницу на сале, нарезала салат из свежих огурцов и помидоров. Бокалами для вина мы также не успели обзавестись. Но пузырьки шампанского и в граненых стаканах также весело стреляли, как в дорогих бокалах, и располагали к душевному разговору. Уже после второго тоста Слава сказал: – Иванов, конечно, хороший парень, но стихи пишет никудышные. Вот послушайте, как он пишет. И стал наизусть цитировать неизвестного нам Иванова. – Чувствуете, рифма есть, размер есть, а поэзии нет. – И в самом деле рифма есть, – согласился я и налил по третьему разу. – За прозу жизни и за поэзию поэзии, – произнес тост Слава. – Хорошие вы ребята. А хотите, я вам спою? Мы с женой переглянулись. – Конечно хотим. – Дайте табуретку. Я без неё не смогу петь. – Может ещё по одной? – предложил я. – Не надо. Слава осторожно влез на табуретку, одёрнул рубаху, вправив её пальцами за ремень, выдохнул и как-то торжественно и официально объявил: – Неаполитанская песня! И запел. Боже мой, что это был за голос! Знаменитый, популярный в начале прошлого века тенор Энрико Карузо и рядом не стоял! Слава будто и не пел; чуть припухлые его губы едва раскрывались, а звуки горячей итальянской серенады бились о стены маленькой кухоньки, вырывались через форточку и разносились по всему Фестивальному микрорайону от пятиэтажки к пятиэтажке, от зеленых вершин деревьев к голубым небесам… Очарованные, мы ощущали, как у нас за спиной вырастали ангельские крылья. Слава закончил петь и сразу исчезло волшебство. Опираясь рукой о стену кухни, он слез с табуретки и сказал: – Ну, я пойду? Завтра на работу. Николай АКСЮК. P.S. Прошли годы. Слава уехал на Камчатку. Прошло, пролетело много лет. Беру с полки тоненькую книжку, открываю и читаю на титульном листе: "Горизонт. Стихи молодых поэтов Кубани". Их много, молодых поэтов. Среди них – Владислав Ермолаев. Открываю книжку на 94-й странице: Начинал свою жизнь я славно. Потому я ее и славлю. Не забыть мне бригаду свою. И была лишь одна забота: коль работа, так уж до пота, ну а дружба, так до потопа, как у воинов в смертном бою. Был я грузчиком очень хлипким. Думал, буду недолгий гость. Но ребята сказали с улыбкой: - Укрепляй свою жидкую кость. Говорил бригадир мне: - Славка, ты горячку пороть не спеши. Это только пока затравка — в нашем деле важнее сплавка тела сильного и души. Так что ты не тушуйся, парень. На земле нашей крепче держись. Будет день тебе лучший подарен, впереди у тебя — вся жизнь... И когда вдруг становится плохо, нипочем мне житейский страх, потому что я пол-эпохи перенес на своих плечах.
|