Хоть город Тихвин был захвачен гитлеровцами, автомобильные батальоны перевозили грузы и людей по самой длинной трассе от станций Заборье и Подборовие к Ладожскому озеру. Четвертая армия под командованием генерала Мерецкова сорвала план гитлеровского командования соединиться с финнами и лишить Ленинград коммуникаций на Ладожском озере. Ударные части наших воинов-сибиряков в добротном зимнем обмундировании были все на лыжах, из-под маскхалатов проглядывали новые белые овчинные полушубки. Все вооружены автоматами. 9 декабря 1941 года ими был нанесен сокрушительный удар по врагу и г.Тихвин был освобожден. Среди разрушенных стен и улиц г.Тихвина громоздились штабеля трупов врагов: они походили на причудливые манекены. Головы укутаны различными шарфами, тряпками. Из-под туго натянутых зеленых шинелей были видны женские платки, ватные одеяла, различные жилеты и свитера, торчали в темно-коричневых эрзац-валенках ноги. Мне пришлось находиться в г.Тихвине с 9 по 24 декабря. Здесь не было жителей, ни одного сохранившегося дома. Круглосуточно я заправлял технику горючим. Героическими усилиями наших советских людей и воинов линия железной дороги была уложена, протянувшись от Тихвина к берегу Ладожского озера, соединившись с поселками Лаврово и Кабоча. Отчитавшись за свой заправочный пункт на оставленной мне автомашине ГАЗ, я выехал из затихшего Тихвина. Дорогой застучал двигатель, но я всё же преодолел 75 км до поселка Колчаново. Там пришлось проявить находчивость, чтобы взять торцевой ключ для снятия картера двигателя. Автомашину поставил около жилого дома, где мог обогреться, и начал разборку двигателя. Оказалось, что шатунный вкладыш полностью выбит и бабита нет. Хорошо пропитав в масле отрезанную от ремня кожу я подложил её вместо выбитого бабита. Так я благополучно вернулся в свою роту. В моём взводе отличился водитель Ласкин, который делал по 4, иной раз по 5 рейсов в сутки через Ладогу. Мы называли его "Огонёк". Лёд на Ладоге превратился в довольно удобную трассу, окаймленную с двух сторон снежными стенами. Часто белое однообразие, шум двигателя усыпляюще действовали на шоферов, и они засыпали, теряли управление, въезжая в снежную стену и через некоторое время очнувшись, задним ходом развернувшись, продолжали движение. Огонь ненависти к заклятому врагу горел в наших сердцах, когда мы везли ленинградских дистрофиков, видя в их глазах ужас. Наши автомобили двигались как катера по залитому водой льду весной при массовых перевозках населения. В условиях весенней распутицы, когда каждый день приносил резкое ухудшение ледовых условий на озере, дорога работала до последней возможности и при том с полной нагрузкой, что позволило завезти в Ленинград дополнительное количество грузов. Лёд у ленинградского берега начал разрушаться и автомобили оказывались в воде. 20 апреля 1942 года я буксиром вытаскивал из воды автомашины своего взвода, груженные продовольствием. Дорога на льду просуществовала ровно 5 месяцев. В приказе по войскам от 26 апреля 1942 года говорилось: "На днях закончила свою работу фронтовая автомобильная дорога, образцово выполнив возложенное на неё задание". "История ладожской дороги – это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей, дорога жила полнокровной жизнью, это был фронт, и эти люди были одним из стойких отрядов защитников Ленинграда" – так писала газета "Правда" 9 мая 1942 года. Леон Наумович МЕШМАН, участник Великой Отечественной войны. г.Абинск.
|