Иногда по утрам мама брала меня с собой на базар. Это целое событие. Обычно она очень берегла мой детский утренний сон и любила ходить на базар одна, приносила купленные сметану (своего сепаратора не было: уж очень дорогой прибор!), творог и успевала к пробуждению налепить вареников. А тут зачем-то взяла меня с собой, разбудив в то время, когда снятся самые сладкие сны. Выхожу на подворье. Еще не взошло солнце. Зябко. Кутаюсь в старенький пиджачишко. Не знаю, как сейчас, а в те годы станичный базар был местом не только торговли, но и самого душевного общения станичников. Вдоль улицы Красной то тут, то там – подводы, бедарки; запряженные в них кони негромко фыркают, переступают с ноги на ногу. Мужики группами о чем-то переговариваются, и тут же одна из подвод срывается с места, громко раздаются цокот копыт и хлопанье кнута. Женщины, тоже группами, стоят поодаль, не расходятся подолгу. Вдруг эту утреннюю, благостную тишину нарушает требовательный звук баяна и два слаженных мужских голоса: В штыки ударяли два друга И смерть отступала сама. - А ну-ка, дай жизни, Калуга, Ходи веселей, Кострома! У первого ряда базарных прилавков остановились два певца: один с деревянной ногой, другой – с обеими ногами, но слепой. Слепой держал в руке шапку для подаяния. В послевоенные годы такие часто встречались. Меня охватывает неизъяснимый трепет. Я вспомнил старцив – нищих, которых недавно видел на нашей улице. - Пода-айте, Христа ради! Получив ломоть хлеба, старци очень быстро переходили на противоположную сторону улицы к двору Тымчинкив, и там гнусаво жалостливо просили: - Подайте, Христа ради! Увидев у калитки наискось поставленную жердь – значит, дома нет никого, - старци переходили к следующему двору… - Коля! – негромко окликает меня мама. – Пишлы до дому. Машке уже пора щирицы нажать, и Катьку вывести на улицу. Машка – это хрюкающая, всегда голодная свинья в сажку, а Катька – коза, весёлая, но вредная и своенравная. Утро, раннее прохладное утро отступает, светлый жаркий день вступает в свои права. Я беру у мамы кошелку с покупками – корзинку, сплетенную из мягких стеблей речной куги и осоки, и под впечатлением от увиденного и услышанного, иду рядом. Позже, в одном рукописном песеннике я нашел слова этой потрясающей песни. Она так и называлась "Два друга". Дрались по-геройски, по-русски Два друга в пехоте морской. Один паренек был калужский, Другой паренек костромской. Они точно братья сроднились, Делили и хлеб и табак. И рядом их ленточки вились В огне непрерывных атак. В штыки ударяли два друга. И смерть отступала сама. - А ну-ка, дай жизни, Калуга. - Ходи веселей, Кострома. Но вот под осколком снаряда Упал паренек костромской. - Со мною возиться не надо, — Он другу промолвил с тоской. — Я знаю, что больше не встану, В глазах беспросветная тьма... - О смерти задумал ты рано, Ходи веселей, Кострома. И бережно поднял он друга, Но сам застонал и упал. - А ну-ка, дай жизни, Калуга, — Товарищ чуть слышно сказал. Теряя сознанье от боли, Себя подбодряли дружки. И тихо по ровному полю К своим доползли моряки... Умолкла свинцовая вьюга, Пропала смертельная тьма... - А ну-ка, дай жизни, Калуга. - Ходи веселей, Кострома. "ОЙ ТЫ, ГАЛЯ!" Тётя Галя, старшая сестра мамы, работала рядовой колхозницей. Она часто выпрашивала меня у мамы: - Хай хлопец у степу будэ. Харч у мэнэ есть, воду визьмэ в баклажку – та й годи, до вэчира. Баклажка – грушевидная тыква, в которой вода оставалась холодной и сладкой в самый жестокий зной. Вода в степи – это больше, чем вода. Я умудрялся пить так, что ее хватало на весь жаркий день. С работы женщины возвращались домой обязательно с песнями. На плечах – тяпки, грабли, на которые подвешены тряпичные, но выстиранные чистые сумки. В них утром были уложены варёные яйца, кусочек солёного сала, хлеб, а у кого-то и пампушки с чесноком. Всё это съедено за длинный тяжелый день. По степной дороге идут с работы женщины, идут энергично, будто и не работали целый день: смех, разговоры, покрикивания на расшалившихся детей, бегущих по обочине. Ихалы козакы из Дону до дому, Пидманулы Галю – забралы з собою. - Ой, ты, Галю, Галю молодая… Пидманулы Галю – забралы з собою, - звонко затягивает запевала. Слаженный женский хор без всякого дирижёра дружно подхватывает: Поидэмо з намы, з намы козакамы, Луче тоби будэ, як в ридной мамы. Ой, ты Галю, Галю молодая… Луче тоби будэ, як в ридной мамы. Песня была длинная, маршевого бодрого характера, но за сюжетом её, очень прозрачным, я не следил, а улавливал лишь отдельные картинки: Прывьязалы Галю до сосны косамы: - Вже ты нэ повэрныш до ридной мамы. Ой, ты, Галю, Галю молодая… Вжэ ты нэ повэрныш до ридной мамы. Горыть сосна, горыть, горыть и пылае, Крычить Галя крыком, крычить- промовляе: Ой, ты, Галю, Галю молодая… Крычить Галя крыком, крычить- промовляе: - Ой, хто в лиси чуе, нэхай той рятуе, Ой, хто дочок мае, нэхай научае… Рядом со мной бежит такой же, как я, мальчик Витя. И хоть мы уже не раз вместе уходим из стэпу, подружиться нам некогда: наши рядки взошедшей веселой свёклы, которую мы целый день прорываем, далеко друг от друга, да ещё и отделены молодой лесополосой, в которую женщины устремляются в самый большой зной: перекусить, а то и подремать в жидкой тени еще не набравших высоты и густоты ясеней, жердёл да клёнов. Лесополосы посадили год-два назад и сейчас, как и в минувшем году, колхоз посеял в широких светлых междурядьях дыни да арбузы. - Ой, кавун ще зэлэный, - восклицает моя соседка тётя Оля, - а дыня вже жовта. Можэ спила, га? Пробовали – еще не поспила – шутили, смеялись, тихо успокаивались, не надолго замирали, пока не зазвенит твердый командный женский голос: - Дивчата, хватит спать! Пишлы робыть! Жаль выдергивать из земли зеленый росток свеклы: два сочных листика, в середине наметился еще один. Но надо выдернуть: лишний! Рядом с оставленным крупным ростком надо ударить разок-другой тяпкой по земле – и можно делать следующий шаг. Опять выдернуть, ударить тяпкой по нежной, но не нужной сурепке - и следующий шаг. И так – полтора километра. А может и два. Солнце, знойное летнее солнце редко заходит к вечеру за чистый горизонт. Маленькое светлое облачко обозначит закат золотой каймой, или иссиня-черные тучи наметят место, где должно закатиться светлое солнышко – в любом случае с работы мы шли домой на закатное солнце! На запад! Справа, за полем подсолнуха проглядывают сады и весёлые побеленные хаты хутора Казачьего. Позади остался высокий древний курган, над которым в знойный полдень медленными кругами ходили степные орлы – шулики. Слева – бескрайняя, бесконечная степь: по склону далёкой балки взбегают ещё маленькие деревца лесополосы. - Ой ты, Галю, Галю молодэнька! - Та хватит плакаться, дивчата! – раздается женский голос. - Давай вэсэлу писню, а хочь гопака! Плясать на ходу никто и не думает, - вси заморылысь, – но репертуар тут же поменяли: вместо страшноватой, нравоучительной "Гали", запели: Чорнии бровы Карии очи, Тэмни, як ничка Ясни, як дэнь! Домой приходил в сумерках. Сёстры и брат уже улеглись спать в хате, мать приносила на середину подворья, куда долетал скудный свет от керосиновой лампы из комнаты – тазик с холодной водой из колодца, совала мне в руку округлый кусочек красного кирпича, негромко, но требовательно говорила: - Пьяткы потры, пьяткы. Щоб цыпкив нэ було. Я сонно тёр кирпичом свои пятки, а в ушах еще звенела песня: -Ой, очи, очи, Очи дивочи, Дэ ж вы навчилысь Зводыть людэй? (Продолжение следует).
|