Здоровье, Дача и наши Консультации...





Рубрики


Автобиографические заметки [10]
Виноград [10]
Гордость земли кубанской [2]
Дела фермерские [1]
Животноводство [12]
Житейские и дачные истории [19]
Записки врача [11]
Записки травницы [10]
Защита растений [56]
Здоровье [203]
Земля и люди [7]
Земляника [10]
Из нашего архива [21]
Из свежей почты [11]
К 65-летию Великой Победы [37]
Как живешь товарищество? [18]
Картофель [12]
Консультации (спрашивали – отвечаем) [96]
Косметика для садовода [3]
Лекарственные растения [46]
Личное подсобное хозяйство [8]
Ловись рыбка! [6]
На приеме у нотариуса [6]
Народные обычаи [1]
Наша кулинарная книга [36]
О братьях наших меньших [9]
Огород [77]
Плодородие кубанской нивы [6]
По Лунному календарю [49]
Природа и человек [12]


Все теги
 

Архив статей


05.02.10   ТВОРЕЦ СОЛНЕЧНОГО ЦВЕТКА

"Солнечный цветок" — подсолнечник, завезенный в Россию еще в XVIII веке, а вве­денный в культуру только в 1829 году, стал из­вестен в народе как лакомство — жареные се­мечки. И лишь в конце 30-х — начале 40-х го­дов XIX века опытами предприимчивого воронежского крестьянина Бокарева, получив­шего из семян масло, стал культурой. К паху­чему льняному и конопляному маслу прибави­лось подсолнечное. "Иностранный пришелец" — подсолнух – прекрасно акклиматизировался и хо­рошо прижился на новом месте.
8 июля 1901 года в "Кубанских областных ведомостях" появилась обстоятельная статья о подсолнечнике. В ней сообщалось о том, что на лабинском поле уже 6-7 лет сеют масличный подсолнух. В станицах работает девять маслобойных заводов, подсолнечное масло вывозит­ся внутрь России и "даже за границу" — хоро­ший доход для кубанцев...
Поле цветущих подсолнухов! Кто не любо­вался им? Глядя на такое поле, невольно вспом­нишь имя замечательного человека, который безраздельно посвятил ему всю свою неуемную энергию и долгую жизнь,— это академик Василий Степанович Пустовойт. Именно он, из­вестный русский селекционер В.С.Пустовойт, вывел устойчивые к болезням, урожайные и чрезвычайно масличные сорта подсолнечника. Еще в 1926 году Василий Степанович писал: "Кубань — центр культуры масличного подсол­нечника и маслобойной промышленности". Об этом говорят данные: в 1880 году в России под­солнухом засевали до 80 тысяч десятин, а к на­чалу века до 200 тысяч. Только на одной Куба­ни под масличным подсолнухом в 1913 году было занято около 268 тысяч десятин, а в 1919 году — около 329 тысяч. Получили 25 миллионов пудов семян и 6 миллионов пудов масла.
Родиной высокопродуктивных однолетних культурных форм этого растения стала Россия, откуда они уже распространились по всему миру.
Василий Степанович родился 2/14 января 1886 года в слободе Тарановка (Змиевского уез­да Харьковской губернии), возникшей около 1685 года при старом торговом тракте — Муравском шляхе, по которому в давние времена чумаки ездили в Крым за солью и на тихий Дон-батюшку за рыбой. Мальчик рос в трудолюбивой крестьянской семье (было десять душ детей). Он с детства узнал тяжелый сельский труд и цену куску хлеба. Несмот­ря на бедность, отец Степан Леонтьевич и мать Екатерина Тарасовна старались дать хоть ка­кое-то образование своим детям. Василий Пус­товойт после окончания местной школы и шестиклассного городского училища в уездном го­родке Змиеве поступает в сельскохозяйствен­ное училище, которое находилось в пригороде Харькова, и в 1907 году успешно оканчивает его, а на следующий год — педагогический класс при нем, и уезжает на Кубань для работы в Войско­вой сельскохозяйственной школе, а с 20 янва­ря 1909-го становится помощником управляю­щего школой.
Это среднее специальное учебное заведение открылось в Екатеринодаре, в живописном за­городном уголке, в роще, в так называемом "Круглике", 1 октября 1906 года. Цель его: под­готовка местных специалистов по огородниче­ству, садоводству и пчеловодству. Школа и ее учебные угодья раскинулись на 200 десятинах пахотной земли и 97 десятинах заповедного ду­бового леса.
Василий Степанович Пустовойт как препо­даватель приобрел заслуженный авторитет и уважение среди сослуживцев и своих юных пи­томцев — будущих сельских специалистов. В те же годы В. С. Пустовойт по совместитель­ству работает участковым агрономом в стани­це Петропавловской Курганинского района. При Войсковой школе в 1912 году открывается первое на Кубани опытно-селекционное поле "Круглик", душой кото­рого становится сам Василий Степанович. Про­ходит несколько напряженных лет. И "Круглик", как научно организованное, образцовое хозяйство, приобретает широкую известность не только в Кубанской области, но и далеко за ее пределами.
Ученик и сподвижник В.С.Пустовойта П.П.Лукьяненко справедливо отмечал: "От опытного поля "Круглик" ведет свое начало научная агроно­мия на Кубани".
В 1924 году на базе опытного поля "Круглик" создается селекционная станция масличных культур. Очень характерно, что В.С.Пустовойт ведет уникальные опыты не только с подсол­нечником, но и с озимой пшеницей, рожью, просом, кукурузой, клещевиной и другими раз­нообразными полевыми растениями. Диапазон исследований ученого велик. И академик П. П. Лукьяненко писал в 1949 году, что селекцион­ная работа по озимой пшенице с 1920 по 1933 год проводилась на бывшей станции "Круглик" селекционером В. С. Пустовойтом.
Но всемирная известность к ученому пришла благодаря его работам в области селекции и семеноводства подсолнечника, когда Василий Степанович поставил перед собою дерзкую по тому времени задачу — создать высокомасличные сорта. "Необходимо отметить, — сообщал В. С. Пустовойт в автобиографической замет­ке, — что в период моих работ с 1912 по 1927 год ряд исследователей считали это направле­ние в селекции подсолнечника бесперспектив­ным". О своих обнадеживающих результатах ученый пишет уже после революции. В 1919 году в Ростове-на-Дону он издает первую свою монографию по этому вопросу — "Возделыва­ние масличного подсолнечника", в 1924-м эта книга переиздается в Краснодаре, а два года спустя выходит другой специальный труд — "Подсолнечник и его возделывание на Куба­ни". Две обстоятельные работы В.С.Пустовойта о подсолнечнике печатаются в Москве. О вы­дающемся кубанском селекционере, о его ус­пехах в селекции подсолнечника появляется ряд статей в местной периодике, которые пишет журналист Вл. Рейнгардт. "Сердце селекцион­ной работы — "Круглик". Здесь творит новые сорта ценнейших наших растений агроном В.С.Пустовойт". И дальше информирует, что уче­ным выведены озимые сорта пшеницы для на­ших засушливых районов и для районов с по­вышенным годовым количеством осадков. Но, добавляет корреспондент, "подсолнечник-маслянка — слабость В.С.Пустовойта. О подсолнечнике он говорит, по меньшей мере, как о любимом ребенке". Подумать только: сорт пан­цирный А-41 содержит 62 процента жира в аб­солютно сухом ядре!..
В эти же годы, будучи доцентом Кубанского сельскохозяйственного института, возглавляя кафедру частной селекции и генетики, Васи­лий Степанович старался привить студентам любовь к земледелию, приохотить к научному поиску, "заразить" собственной творческой одержимостью в выведении новых сортов по­левых растений, необходимых народному хо­зяйству. "Василию Степановичу, — вспоминал один из его учеников, кандидат сельскохозяйственных наук Д. П. Умен, — была присуща необычайная лаконичность и четкость изложе­ния мыслей и понятий, аккуратность, предпри­имчивость и деловитость..." Да, в нем была очень крепкая русская крестьянская кость! Еще на заре кубанской селекции он дальновидно и авторитетно заявил, что озимая пшеница — это главная полевая культура Кубани.
В личности В. С. Пустовойта преобладала одна характерная черта — тщательная продуман­ность в научной работе и поиске, сознательное отношение к предстоящему селекционному опыту, предвидение — каков будет его резуль­тат. Василий Степанович не был согласен с бытующим мнением: будто о работе "селекци­онера надо судить по выведенному им сорту, а не по тому, каким образом он выводит его..." Эти слова академика Н. И. Вавилова вполне соответствовали мыслям кубанского ученого, который был против "идеологии доморощен­ной селекции", не опирающейся на достиже­ния отечественной и мировой науки...
Бесконечная любовь к родной пашне, к ее рачительному хозяину-крестьянину — вот глав­ная черта натуры ученого. Где бы он ни жил и ни работал, он всюду старался помочь земле­дельцу, чтобы поле щедро давало хлеб...
В конце 20-х годов в СССР с легкой руки Н. И. Бухарина начался известный "поход" про­тив ученых. Бухарин, не имея законченного образования, вдруг решил сделаться академиком. Ученые воспро­тивились и наложили вето. Разгорелся сыр-бор. Пошел раскол. Доносы... Начались репрессии, волна которых докатилась и до Кубани. Мест­ную профессуру стали огульно обвинять в "идеализме" и "буржуазности". Многих посадили в тюрьму и выслали. Не миновала эта горькая чаша и В.С.Пустовойта. В 1930 году он был арестован, а все его работы по селекции пше­ницы отданы молодому агроному П. П. Лукьяненко. Два года он томился в подвале Ростовсого ОГПУ. И только по ходатайству академи­ка Н.И.Вавилова, узнавшего об аресте талант­ливого селекционера, участь его смягчили — отправили в ссылку...
В ссылке Василий Степанович работает аг­рономом в Караганде, в огромном совхозе, рас­кинувшемся на 100 тысячах гектаров целинной земли. Казахстан был еще дик. Пустовойт соз­дает и там центральное опытное поле и зани­мается селекцией. Позднее здесь вырос науч­но-исследовательский институт. Василий Сте­панович вывел урожайный сорт ржи и два вида проса, так называемые "долинские" (от слова "долина"), помог карагандинским рабочим совхоза в три раза поднять урожайность полей. А секрет этого "чуда" был совсем прост: Василий Степанович, изучив местные почвы, отказался от глубокой пахоты, при которой 14-15-санти­метровый слой чернозема оказывался внизу, а бесплодные солончаки — вверху. Агроном за­менил пахоту дискованием...
В Казахстане В. С. Пустовойт познакомился и подружился на всю жизнь с замечательным самородком — новатором сельского хозяйства Терентием Семеновичем Мальцевым, в дальней­шем дважды Героем Социалистического Труда, почетным академиком ВАСХНИЛ, и ставил его народный ум, его приемы земледелия в при­мер молодым специалистам...
В мае 1936 года Василий Степанович возвра­тился на Кубань, в свой родной "Круглик" (с января 1932 года эта опытная станция была преобразована во Всесоюзный научно-исследо­вательский институт масличных культур), и продолжал заниматься подсолнечником.
Главное, к чему стремился в своей работе выдающийся селекционер — это повысить содержание масла в сухом семени, выход кото­рого прежде составлял около 33 процентов. В.С.Пустовойт простодушно признавался, что пятнадцатилетние опыты не дали "ощутимых результатов, и только начиная с 1925 г. наме­тился определенный перелом в этом отноше­нии". Правда, и тогда Василия Степановича одолевало вполне резонное сомнение: "Как могло случиться, что крестьянин... этот мудрец, весь урожай по зернышку пропускающий че­рез свои руки, не приметил ни одного, богато­го маслом?.." Но Пустовойт верил в "чудо" и продолжал свои научные опыты. И уже в 1937 году ученый мог сообщить на сессии Всесоюз­ной Академии сельскохозяйственных наук, что выведенный им в 1926 году сорт Круглик А-41 превосходит предшествующий сорт по содер­жанию масла на 6 процентов. Это, безусловно, было крупным достижением! Три года спустя из этого перспективного сорта были созданы два новых, еще более масличных. Но истинным шедевром этих лет явился сорт подсолнечника ВНИИМК-1646, ведущий свою родословную от местных образцов, распространенных в селе­нии Андреевка Мариупольского округа (Украина), успешно прошедший государственные сортоиспытания и в 1939 году районированный на больших посевных площадях. Этот устойчи­вый и урожайный сорт до сих пор выращива­ется на наших полях.
В.С.Пустовойт в 1940 году писал: "При ра­циональной агротехнике подсолнечник являет­ся одним из лучших растений для борьбы с сор­ными травами", его мощная корневая система, проникая в землю на 4-5 метров, использует запасы влаги из глубинных почвенных горизон­тов, которые для большинства растений поле­вого клина недоступны... Тогда же ученый не без гордости говорил, что хотя родиной этой культуры является Америка, но "все основные работы по изучению особенностей биологии, наследования важнейших признаков... техноло­гии и селекции подсолнечника выполнены в Со­ветском Союзе. Подвид культурного подсолнеч­ника во всем своем огромном разнообразии, в основном, сложился на необъятных просторах нашей Родины. "Генофонд, которым распола­гает в настоящее время ВНИИМК по высоко­масличным формам подсолнечника, — в за­ключение писал Василий Степанович, — явля­ется самым ценным в мире".
Нападение Германии на Советский Союз, а затем оккупация, во время которой немцами были разрушены оранжереи в "Круглике", при­остановили работу кубанского селекционера. Он эвакуировался в Закавказье. Жена Мария Николаевна и дочь Галина не смогли сесть на последний отходящий из Краснодара поезд. Но, как говорит народная мудрость, нет худа без добра. Мария Николаевна, рискуя жизнью, со­хранила весь селекционный материал (пакети­ки с семенами), накопленный Василием Степа­новичем за тридцать лет его неустанных поис­ков. Благодаря этому, В.С.Пустовойт, вернув­шись в освобожденный Краснодар, сразу же продолжил свои исследования по селекции под­солнечника.
В течение ряда лет (1937-1944) ученый про­вел интересную селекцию по межвидовой гиб­ридизации однолетнего техасского дикого вида гелиантус с культурным подсолнечником. Эти скрещивания позволили получить межвидовые гибриды подсолнечника, устойчивые к ржавчине.
– Я добиваюсь не веса семян с гектара, а веса масла с гектара, — мудро говорил он.
Внедрение в производство этих новых сор­тов, по подсчетам ученого, должно давать еже­годно добавочный прирост масла "за сорт" око­ло 150 тысяч центнеров, что и было блестяще подтверждено на практике. Таким долгим и сложным путем шел В.С.Пустовойт, чтобы получить уникальные формы однолетнего куль­турного подсолнечника, родиной которого ста­ла Россия. Высокомасличные урожайные сор­та, введенные в культуру земледелия, принесли нашему государству неисчислимые экономичес­кие прибыли. Достаточно сказать, что только работа В.С.Пустовойта по селекции подсол­нечника к заразихе за сорок лет возделывания устойчивых сортов, по самым скромным под­счетам, дала нашей экономике дополнительно миллиарды рублей! Таков простой, но красно­речивый язык цифр, позволяющий наглядно представить экономический эффект всей подвижнической деятельности русского ученого.
Всего В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника, из которых 85 процентов райо­нированы. Последней селекционной работой Василия Степановича был сорт Салют — он явился как бы "лебединой песней" неутомимого труженика — замечательного человека род­ной земли: 11 октября 1972 года сердце его ос­тановилось. Но и по сей день мировыми ше­деврами культурного подсолнечника считают­ся сорта, полученные советским селекционером Василием Степановичем Пустовойтом, и среди них непревзойденный сорт Передовик — пре­красное рослое растение, имеющее корзинку, туго набитую семенами, диаметром до 40 сан­тиметров! Этот красавец отечественных полей перешагнул границу и миролюбиво "завоевал" многие страны и континенты нашей планеты. Им только в одних Соединенных Штатах Аме­рики засевают свыше 2 миллионов гектаров!..
Влюбленный в "свой подсолнечник", В. С. Пустовойт был человеком большой культуры, прекрасно образованный, хорошо знал русскую и мировую классику, имел богатую библиотеку с редким подбором книг. А. П. Чехов был его кумиром. Для "освежения мыслей" Василий Степанович любил читать историко-приключенческую литературу: Дюма, Купера, Жюля Вер­на... Любил музыку, особенно вокальную. Еще в 1909 году он купил в музыкальном магазине братьев Сарантиди пианино австрийской мар­ки "Ronisch" ("Рониш") и в часы досуга играл и пел романсы. Тенор мягкого тембра Василия Степановича нравился не только меломанам, но и профессионалам.
Беспримерный труд селекционера был высо­ко оценен государством: В.С.Пустовойту при­суждены Сталинская и Ленинская премии, он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами "Знак Почёта" и тремя орденами зарубежных стран. Всесоюзный научно-исследовательский инсти­тут масличных культур, находящийся в Крас­нодаре и носящий его имя, известен всему миру. На территории института, перед главным кор­пусом, установлен бюст дважды Героя Социа­листического Труда, академика Академии наук СССР и ВАСХНИЛ, заслуженного деятеля на­уки РСФСР Василия Степановича Пустовойта.
На обширных опытных полях ученики и по­следователи ученого продолжают начатое им дело, создают новые сорта и гибриды.
…Еду ли я или иду тропкой через поле и смот­рю на его широкий простор, горящий оранже­вым пламенем, вижу, что в утренний час цве­тущие подсолнухи повернули головы и глядят на солнце, поглощая его тепло и блеск. Знаменитый создатель этого безбрежного поля — В. С. Пустовойт, кажется, живет в каждом солнечном цветке.
Виталий БАРДАДЫМ.



Список новостей

Комментировать

Комментарии




Нет комментариев






Чтобы добавить сообщение, пожалуйста зарегистрируйтесь и/или войдите в систему.

Версия для печати

Главная  · Рубрики  · Архив  · Подписка  · Об издании  · Контакты  · Карта сайта  · Отзывы читателей

Любое использование материалов допускается только после письменного уведомления редакции.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
2009-2015 © ООО "Редакция газеты "Нива Кубани"

Поддержка и продвижение сайта — IT-optom.ru


Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru
x