Современное семейное и школьное воспитание требует необходимого учета половых особенностей детей. К сожалению, в отечественной педагогике и психологии данному вопросу уделяется недостаточное внимание. Анализ теории и практики воспитания и обучения показал, что в условиях игнорирования закономерностей развития пола не достигает своих целей. И никакие новые педагогические технологии не способны улучшить результаты учебно-воспитательного процесса, если они опираются на бесполую педагогику. Не только учителям, но, я думаю, и родителям необходимо учитывать некоторые факторы, определяемые различиями половой психики: Начну хотя бы с того, что школьная адаптация у мальчиков проходит хуже, чем у девочек. К концу учебного года утомляемость у мальчиков 8-9 лет выражена больше, чем у девочек, и проявляется в отвлекаемости и расторможенности. Девочки рано приучаются направлять свои усилия на принятие их обществом. Они быстрее приспосабливаются, они более чувствительны к социальным сигналам, более склонны подражать другим детям и скрывать свои способности, чтобы не выделяться из толпы. Для одаренных девочек это может означать, что они легче противостоят соблазну ответить на все вопросы учителя, чтобы у других тоже был шанс принять участие в ответе. Они легче, чем мальчики, умеют подстраиваться под успеваемость "среднего" большинства и скрывают свои интеллектуальные способности. Интерес к решению трудных задач у мальчиков выше при материальном, а у девочек при эмоциональном поощрении успеха. Мальчики лучше справляются с работой в одиночку, а девочки – в смешанной по полу группе. Влияние образовательного уровня семьи и помощи педагогов на девочек выше, чем на мальчиков. Уровень притязаний у мальчиков выше, они более обособлены и как бы запрограммированы не любить поощряемые взрослыми виды деятельности. Девочки привлекают внимание мальчиков громким смехом, подтруниванием. А у мальчиков внимание к девочкам выражается внешне агрессивно. Мальчики более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек выше языковые способности. У мальчиков уровень невротизма выше, чем у девочек, но к IV классу эта разница стирается. Мальчики любят активные игры среди сверстников, умеют найти в игре свое место, вызвать интерес к себе. Девочкам важны одобрение со стороны подружек, наличие красивой одежды, обладание красивыми игрушками, аксессуарами. Особо ярко половые различия проявляются в возрасте 9-10 лет. Возникает сильная потребность в кооперации с людьми своего пола. Происходит это на фоне первых гормональных сдвигов. В семье половая гомогенизация проявляется стремлением к тесному контакту с родителями своего пола. В младшем школьном возрасте интересы детей резко отличается по половому признаку, как следствие разнополая дружба – явление редкое. Анализ психолого-педагогической литературы и опыт экспериментальной работы в начальной школе позволили сформулировать следующие рекомендации к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя с детьми – неверно и бесполезно. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Старайтесь, давая задания мальчикам в детском саду, школе и в быту, включать момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подвести ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу выполнять точно как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроках), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых задач. Никогда не ругайте ребенка за неспособность что-то понять или сделать, не используйте обидных слов, общаясь с ним при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. Не спешите выражать свое негативное отношение к девочке – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала спокойно разберите, в чем ее ошибка. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, "рационально-логического", полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. Дети часто по-разному реагируют и на похвалу. Мальчикам важна оценка их действий. Эмоционально значимой для них будет следующая оценка поступка: "Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал!" Девочкам важно отношение значимых людей (родителей, воспитателей, педагогов) к их поступку: "Умница, мне очень нравится то, что ты сделала!" Поощряйте ролевые игры, соответствующие предстоящему статусу мужчины и женщины, так как это модель будущей жизни вашего ребенка. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за его успехи и достижения. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником, и, главное, не будьте сторонним наблюдателем. При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотрите в будущее с оптимизмом. Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, он просто другой. Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. И если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь переносить свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу его затруднений. Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими ему (ей) особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно, в первую очередь, любить! Каркачёва Н.А., учитель. Тамань, Темрюкский район.
|