Здоровье, Дача и наши Консультации...





Рубрики


Автобиографические заметки [10]
Виноград [10]
Гордость земли кубанской [2]
Дела фермерские [1]
Животноводство [12]
Житейские и дачные истории [19]
Записки врача [11]
Записки травницы [10]
Защита растений [56]
Здоровье [203]
Земля и люди [7]
Земляника [10]
Из нашего архива [21]
Из свежей почты [11]
К 65-летию Великой Победы [37]
Как живешь товарищество? [18]
Картофель [12]
Консультации (спрашивали – отвечаем) [96]
Косметика для садовода [3]
Лекарственные растения [46]
Личное подсобное хозяйство [8]
Ловись рыбка! [6]
На приеме у нотариуса [6]
Народные обычаи [1]
Наша кулинарная книга [36]
О братьях наших меньших [9]
Огород [77]
Плодородие кубанской нивы [6]
По Лунному календарю [49]
Природа и человек [12]


Все теги
 

Архив статей


26.11.10   О ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современное семейное и школьное воспитание требует необходимого учета половых особенностей детей. К сожалению, в отечественной педагогике и психологии данному вопросу уделяется недостаточное внимание. Анализ теории и практики воспитания и обучения показал, что в условиях игнорирования закономерностей развития пола не достигает своих целей. И никакие новые педагогические технологии не способны улучшить результаты учебно-воспитательного процесса, если они опираются на бесполую педагогику.
Не только учителям, но, я думаю, и родителям необходимо учитывать некоторые факторы, определяемые различиями половой психики:
Начну хотя бы с того, что школьная адаптация у мальчиков проходит хуже, чем у девочек. К концу учебного года утомляемость у мальчиков 8-9 лет выражена больше, чем у девочек, и проявляется в отвлекаемости и расторможенности.
Девочки рано приучаются направлять свои усилия на принятие их обществом. Они быстрее приспосабливаются, они более чувствительны к социальным сигналам, более склонны подражать другим детям и скрывать свои способности, чтобы не выделяться из толпы. Для одаренных девочек это может означать, что они легче противостоят соблазну ответить на все вопросы учителя, чтобы у других тоже был шанс принять участие в ответе. Они легче, чем мальчики, умеют подстраиваться под успеваемость "среднего" большинства и скрывают свои интеллектуальные способности.
Интерес к решению трудных задач у мальчиков выше при материальном, а у девочек при эмоциональном поощрении успеха. Мальчики лучше справляются с работой в одиночку, а девочки – в смешанной по полу группе.
Влияние образовательного уровня семьи и помощи педагогов на девочек выше, чем на мальчиков.
Уровень притязаний у мальчиков выше, они более обособлены и как бы запрограммированы не любить поощряемые взрослыми виды деятельности.
Девочки привлекают внимание мальчиков громким смехом, подтруниванием. А у мальчиков внимание к девочкам выражается внешне агрессивно.
Мальчики более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек выше языковые способности.
У мальчиков уровень невротизма выше, чем у девочек, но к IV классу эта разница стирается.
Мальчики любят активные игры среди сверстников, умеют найти в игре свое место, вызвать интерес к себе. Девочкам важны одобрение со стороны подружек, наличие красивой одежды, обладание красивыми игрушками, аксессуарами.
Особо ярко половые различия проявляются в возрасте 9-10 лет. Возникает сильная потребность в кооперации с людьми своего пола. Происходит это на фоне первых гормональных сдвигов. В семье половая гомогенизация проявляется стремлением к тесному контакту с родителями своего пола.
В младшем школьном возрасте интересы детей резко отличается по половому признаку, как следствие разнополая дружба – явление редкое.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт экспериментальной работы в начальной школе позволили сформулировать следующие рекомендации к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя с детьми – неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Старайтесь, давая задания мальчикам в детском саду, школе и в быту, включать момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подвести ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу выполнять точно как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроках), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых задач.
Никогда не ругайте ребенка за неспособность что-то понять или сделать, не используйте обидных слов, общаясь с ним при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас.
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Не спешите выражать свое негативное отношение к девочке – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала спокойно разберите, в чем ее ошибка.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, "рационально-логического", полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Дети часто по-разному реагируют и на похвалу. Мальчикам важна оценка их действий. Эмоционально значимой для них будет следующая оценка поступка: "Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал!" Девочкам важно отношение значимых людей (родителей, воспитателей, педагогов) к их поступку: "Умница, мне очень нравится то, что ты сделала!"
Поощряйте ролевые игры, соответствующие предстоящему статусу мужчины и женщины, так как это модель будущей жизни вашего ребенка.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за его успехи и достижения.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником, и, главное, не будьте сторонним наблюдателем.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотрите в будущее с оптимизмом.
Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, он просто другой.
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. И если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь переносить свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка.
Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу его затруднений.
Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими ему (ей) особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно, в первую очередь, любить!
Каркачёва Н.А., учитель.
Тамань, Темрюкский район.



Список новостей

Комментировать

Комментарии




Нет комментариев






Чтобы добавить сообщение, пожалуйста зарегистрируйтесь и/или войдите в систему.

Версия для печати

Главная  · Рубрики  · Архив  · Подписка  · Об издании  · Контакты  · Карта сайта  · Отзывы читателей

Любое использование материалов допускается только после письменного уведомления редакции.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
2009-2015 © ООО "Редакция газеты "Нива Кубани"

Поддержка и продвижение сайта — IT-optom.ru


Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru
x